Педагогический проект:

"Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста

положительного отношения к ношению очков и окклюзий".

                                              Лучше один раз увидеть,
                                              чем сто раз услышать...

 

                                        
                                                      

    Воспитателя  специальной

  (коррекционной)  группы
             
 для детей с    нарушением зрения
       Сизовой Ольги Васильевны.

 

 

 

                                                ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

            Дошкольный возраст – это время становления всех видов восприятия: зрительного, тактильно - двигательного, осязательного, слухового. В это время закладывается фундамент развития личности человека, формируются психические качества: у детей со зрительной патологией этот процесс имеет свои особенности.

            В.П. Кащенко ещё в 20-х годах писал, что мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.

            По данным Солнцевой Л.И., Хорош А.М. от 80 % до 90 % знаний об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Снижение зрения в период развития зрительной системы приводит к снижению запаса зрительных представлений, что снижает развитие качества ощущений и впечатлений, ухудшает двигательное развитие.

            У таких детей из-за несформированности зрительных функций и недостаточно развитого зрительного восприятия задерживается развитие всех психических процессов. Низкий уровень развития ощущений и восприятий детей оказывает отрицательное влияние на ход психофизического развития ребенка с нарушениями зрения; распознавание образов, лежащих в основе наглядно-образного мышления; внимание, запоминание; языка, эмоций, обучения; формирование понятий; воображение, сферы поведения, развитие ориентировки в пространстве.

            Зрительный дефект ухудшает формирование познавательных процессов, обеспечивающих де­тям адекватное отражение мира. Нарушение зрения приводит к обеднению и искажению, получаемых впечатлений об окружающем мире, что приводит к вторичным нарушениям в психическом развитии ребёнка.

            В последнее время всё чаще детям дошкольного возраста ставят диагнозы: амблиопия, косоглазие, гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость). К моменту поступления в школу 4 % детей имеют те или иные нарушения зрения.
            При амблиопиии и косоглазии, дети, опираясь в своей деятельности на информацию, поступа­ющую от нарушенного анализатора, не осознают этого дефекта и не включаются в его преодоление. Недостаточность знаний о себе, о своих индивидуальных особенностях затрудняет дошкольнику с патологией зрения возможность действовать соответственно окру­жающей обстановке и ситуации.
            Исследования показали, что сенситивным периодом становления зрения является возраст до 4- 5 лет. У детей с диагнозами слабовидящие дети и дети с косоглазием и амблиопией при раннем выявлении и лечении в довольно значительном количестве случаев удается восстановить функции зрения, иногда даже до нормы.   

            В силу социально-экономической ситуации в стране в целом и в нашем городе в частности, создалась обстановка нехватки мест в детских садах. Как следствие - группы для детей с глазной патологией переполнены, это обстоятельство уменьшает возможности специалистов в индивидуальной коррекционно-педагогической работе с каждым ребёнком, что в итоге не улучшает прогноз по достижению максимально возможных положительных результатов в коррекции зрения у детей.

            Важной составляющей коррекционно-педагогической работы является профессионализм педагогического коллектива, использование в работе положительного опыта коллег, ознакомление с научными и учебно-методическими пособиями. Анализ имеющейся в продаже литературы показал практически её отсутствие по данной тематике. В какой-то мере помощь может оказать интернет, но восполнить необходимую потребность в практических методических разработках проведения занятий, других видов деятельности, учитывая специфику работы с детьми с нарушением зрения, он также не может.

            В своей работе мы часто сталкиваемся с недооценкой важности коррекционных мероприятий родителями. В силу загруженности на работе, недостаточности знаний о мероприятиях, способствующих преодолению нарушению зрения, и как, следствие вторичных нарушений в развитии личности своего ребёнка, не сформированности чувства своей ответственности за качество жизни ребёнка. Показательным является такой пример: врач выписывает режим ношения окклюзии – постоянный, из 7 детей, кому назначена заклейка на глаз, дома её никто не носит. При беседе с мамой Лены И. (имя изменено) выясняется, что мама верит, что и очки нужно носить девочке только в детском саду, потому что Леночка так сказала (для справки – Леночке- 3 года),   родители неоднократно приглашались на консультацию, и с её папой проводил консультацию врач – офтальмолог. У Леночки благополучная семья.

            Одной из самых основных проблем – это коррекция зрения очками и ношение окклюзии (заклейки на глаз). Врач выпишет рецепт, конечно же, но как объяснить маленькому ребёнку, что для восстановительного лечения и профилактики ему необходимо носить очки постоянно? На практике не редки случаи, когда дети хитрят, чтобы избежать ношения очков, прячут их, а в отдельных случаях дети даже могут ломать очки специально. Ношение окклюзии для ребёнка не комфортно: иногда наклеить окклюзию очень проблематично - это слёзы, взрыв отрицательных эмоций, из чего складывается негативное отношение к ношению заклейки не только у ребёнка, которому её наклеивают, но и у находящихся рядом детей.

                При этом: надо смотреть одним глазом, который функционирует хуже и окклюзия из лейкопластыря раздражает нежную кожу детей, что причиняет дискомфорт. Необходима мотивация ношения окклюзий, но возрастной уровень накладывает свои ограничения.

                                                                  Цель проекта:

Создание благоприятных условий для офтальмо - педагогической работы по улучшению зрения у детей в младшей, средней  группе детского сада.

                             Задачи, решаемые в результате   внедрения проекта:

    Создание положительного отношения к коррекционным мероприятиям, в частности к ношению очков и окклюзий у детей младшей и средней группы, в том числе средствами игры;
    Получение более полноценных знаний об окружающем мире с помощью различных анализаторов, в том числе и зрения, тем самым - предупреждение вторичных отклонений в развитии личности ребёнка.
    Предупреждение негативных моментов к самому себе из-за ношения очков, воспитание отношения к себе, как к полноценной личности, одновременно осознавая важность и необходимость коррекции зрения.
    Повышение образовательного уровня воспитателей по проблеме нарушения зрения у детей дошкольного возраста, коррекционно-педагогической работы,
    Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми,
коррекционная работа с родителями, семьей;
Углубление знаний у родителей об особенностях развития своего ребёнка и особой ответственности за качество его жизни;
Укрепление взаимодействия между ДОУ и семьёй.
        Внедрение положительного опыта работы с детьми с глазной патологией в ДОУ, домашнее воспитание.
         Психолого-педагогическое обследование детей в начале года и конце полугодия с нарушениями зрения при наличии согласия родителей (законных представителей).

                                     Ожидаемые результаты проекта:

            Исходя из проведённой работы в рамках проекта, можно предположить следующие результаты:

            В целом улучшатся условия по лечебно- профилактической и коррекционно- педагогической работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с глазной патологией и будут достигнуты лучшие результаты по коррекции зрения у детей.

Как следствие:

- отношение к ношению окклюзий будет положительным (минимально – будет нейтральной, не будет вызывать протестной реакции);

- ношение очков также не будет вызывать психологического дискомфорта, в результате проведённой разъяснительной работы с родителями будут куплены более удобные очки (не сдавливающие виски, переносицу, с резиночкой, чётко зафиксированные и не съезжающие);

-дети будут аккуратнее относиться к ношению очков - не бросать их, а класть в специальный футляр, коробочку, будут самостоятельно следить за чистотой линз;

- в результате повысится уровень зрительного восприятия;

-зрительные образы предметов будут формироваться более точными, объективными и познание окружающего мира будет более полноценным;

-вторичные изменения в развитии личности будут нивелироваться;

-повысится ответственность родителей за проводимую коррекционную работу и улучшится взаимосвязь между ДОУ и семьёй;

-обмен опытом между педагогами ДОУ и семинар, проводимые узкими специалистами улучшат образовательный уровень воспитателей по проблеме педагогической коррекционной работы.

 

 

Вид деятельности (мероприятия)

Цель

Ответственные

Место проведения форма

сроки

 

 

I этап- подготовительный:

( длительность 2 недели)

 

 

 

 

1

Экскурсия детей в кабинеты тифлопедагога, врача - офтальмолога

познакомить детей с кабинетами, чтобы исключить чувство тревожности и страха, при проведении индивидуальных занятий.

Воспитатель, тифлопедагог, врач - офтальмолог

Кабинет с аппаратами, кабинет тифло педагога

1 неделя сентября

2

День открытых дверей - знакомство родителей с аппаратными методами лечения в детском саду.

Дать представление родителям об аппаратных методах лечения.

Врач - офтальмолог медсестра - ортоптистка)

Врач – офтальмолог, медсестар- ортоптиска

1-2 неделя сентября

3

Обследование зрения детей (острота зрения, диагноз), составление результатов обследования

Выявить состояние зрения детей, степень выраженности нарушения зрения

Врач - офтальмолог

д/с, кабинет врача

1-я неделя сентября

4

Анкетирование родителей

Выявить знания родителей о состоянии зрения ребёнка и как выполняются рекомендации в домашних условиях, индивидуальные особенности детей.

Воспитатели, тифлопедагог

группа

2-я неделя сентября

5

Наблюдение за детьми в процессе ношения очков, окклюзий.

Определить эмоциональное отношение каждого ребёнка к ношению очков и окклюзий.

воспитатели

группа

1-2 недели сентября.

 

 

II Основной этап

     (полгода)

 

 

 

 

1

Разработать план совместной работы тифлопедагога и воспитателей общегрупповой и индивидуальной направленности

Скоординировать работу специалистов для достижения оптимального результата

Воспитатели, тифлопедагог

д/с

3 неделя сентября

2

Консультация педагогов тифлопедагогом по проблемам коррекционной работы.

Повышение уровня квалификации, оптимизация процесса коррекции глазной патологии

тифлопедагог

Кабинет тифлопедагога

сентябрь

3

Консультация медсестры- ортоптистки воспитателей и знакомство с оборудованием кабинета ортоптического лечения.

Дать знания воспитателям об ортоптическом лечении для комплексного офтальмо - педагогического коррекционного воздействия на детей. Для более профессионального понимания процесса лечения детей и доведения нужных сведений до родителей. Укреплять связь с семьёй.

 

 

 

4

Консультация родителей по проводимой коррекционной работе в детском саду, группе, с ребёнком, обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.

Дать необходимые знания родителям о важности коррекционной работы у детей, её особенности в данном возрасте и при данном диагнозе. Дать знания об игре - как ведущем виде деятельности дошкольников и о значении игровых методов в обучении и коррекции ребёнка.

Воспитатели, тифлопедагог, врач- офтальмолог

Группа, кабинет врача- офтальмолога, тифлопедагога

3 неделя сентября.

5

Проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Глаза»

Дать знания детям, соответствующие возрастным особенностям о глазах и зрении.

воспитатели

Группа, занятие

3 неделя сентября.

6

Изготовление коробочки с секциями - отделениями для очков детей, определение ячейки для каждого ребёнка

Учить детей бережному отношению к очкам.

воспитатели

Группа, занятие.

сентябрь

7

Проведение сюжетно-ролевой игры «Больница» (приём у офтальмолога - внести игрушку, которой надо «полечить» глаз)

В игровой форме создавать положительное отношение к ношению заклейки на глазе.

воспитатели

Группа, занятие

Сентябрь

октябрь.

8

Занятие по ознакомлению с трудом врача - офтальмолога (окулиста).

Через посильные знания дать представление о работе врача и формировать положительное (спокойное) отношение к процессу лечения.

воспитатели

Группа, кабинет врача

октябрь

9

Экспериментальная деятельность. Рассматривание предметов через грязное и чистое стёклышки.

 

Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через грязные и чистые стёкла очков.

Воспитатели

Группа, совместная деятельность

октябрь

10

Семинар для воспитателей

Создать с помощью оборудования, как тот или иной ребёнок видит окружающий мир, чтобы   воспитатель лучше понимал своего воспитанника.

Врач- офтальмолог, медсестра - ортоптистка

Кабинет врача- офтальмолога.

октябрь

11

Беседа с детьми «Очки».

Учить детей правильному обращению с очками. Определить правила ношения очков (должны быть чистые, быть удобными для глаз и т.д.)

воспитатели

группа

ноябрь

12

Консультация для родителей, оформление наглядного материала в приёмной группы о правилах ношения очков для детей.

Дать знания родителям о требованиях к ношению очков и важности их правильного ношения для детей дошкольного возраста.

Воспитатели, тифлопедагог

Приёмная группы

ноябрь

13

Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, для того, чтобы лучше видеть, бинокль, увеличительное стекло и т.д.)

Дать знания детям, что у людей есть разные полезные приспособления-предметы для глаз, вызвать интерес и формировать положительное отношение к таким предметам.

Воспитатели, родители

Группа, семья

ноябрь

14

Конкурс для родителей «Самая лучшая заклейка» (совместная работа детей и родителей).

Продолжать создавать положительное отношение к окклюзии у детей, привлечь внимание родителей к виду коррекции зрения - ношению окклюзий. Развивать творческое отношение к процессу коррекции.

Воспитатели, родители, дети.

Группа, семья

декабрь

15

Беседа с детьми «Домик для очков» (для чего нужен футляр)

Прививать аккуратное отношение к очкам в игровой форме.

воспитатели

группа

Декабрь.

16

Семинар для педагогов (круглый стол « Делимся опытом)

Изучение положительного опыта работы в других группах детского сада

Тифлопедагог, воспитатели

Пед кабинет

декабрь

17

С/Р игра « Кукле Кате нужна заклейка». Совместно с детьми сделать заклейки для кукол

Продолжать поддерживать положительно отношение к заклейкам»

воспитатели

группа

декабрь

18

Конкурс-выставка фотографий детей «Какие мы красивые»

Воспитывать отношение к детям, к их привлекательности, не зависимо от ношения окклюзий, очков.

воспитатели

группа

январь

19

Обследование детей, сравнение результатов, достигнутых на практике с ожидаемыми.

Скорректировать при необходимости работу медицинскому и педагогическому персоналу.

Врач - офтальмолог, тифлопедагог

Кабинет врача

январь

20

Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах и проблемах и достижениях.

Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка.

Врач- офтальмолог, тифлопедагог, воспитатели

д/с

Сентябрь- январь

21

НОД «Делаем заклейку сами»

Учить детей делать наклейки, создавая атмосферу творчества, поддерживать положительное отношение к их ношению.

воспитатели

группа

январь

 

 

III Заключительный этап:

     ( 1 месяц )

 

 

 

 

1

Обработка и анализ материалов проекта

Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта

Воспитатели, тифлопедагог

д/с

январь

2

Оформление результатов проекта

Облегчить восприятие данного опыта

воспитатели

д/с

январь

3

Семинар для обмена опытом педагогов ДОУ

Внедрить положительный опыт по работе над проектом, в целом улучшить коррекционную работу по данной проблеме.

воспитатели

д/с

январь

4

Родительское собрание

Информировать родителей о полученных результатах, проблемах, определить работу на следующем этапе коррекционной работы

Воспитатели, тифлопедагог

группа

январь

 5

  Публикация проекта в СМИ, на сайте

  Популяризировать результаты работы по решению проблем ношения очков и окклюзий детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

 воспитатель

  СМИ, интернет сообщества, сайт

 

           

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

    Оценка эффективности по итогам работы будет проведена по следующим  направлениям: дети, родители, педагоги, СМИ, интернет.

         Оценка формирования у детей положительного отношения к офтальмо - педагогическим мероприятиям отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, НОД, бесед с ними.
         Оценка заинтересованности родителей в положительном результате коррекции зрения у детей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в комплексной работе с педагогами, тифлопедагогами, выполнению всех рекомендаций, участие в конкурсах.
         Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, внедрению в свою работу положительного опыта по коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и распространению своего опыта в различных СМИ, интернете и т.д.